меню Ябеременна.ру
Если понравилось нажмите

Была полезна моя статья? Нажмите, чтобы поддержать

Чем занять ребенка: идеи от 0 до 2 лет

Ябеременна.ру
Каждая заботливая мама стремится проводить с малышом максимум времени. Но никто не отменял уборку, готовку, стирку, сверхурочную работу, отчеты в конце месяца, плохое самочувствие, усталость и еще кучу вещей, по причине которых уделить крохе внимание не получается. Не всегда есть возможность подключить к развлечению скучающего чада папу или бабушек с дедушками, поэтому каждый раз приходится думать, чем занять ребенка, да еще и так, чтобы время было проведено с пользой. Надеемся, эта статья подкинет несколько хороших идей для всех вариантов возрастов.

Оглавление:

Чем занять грудничка 1-3 месяца?

Первые недели после рождения малыш практически не бодрствует – он ест и почти все время спит. Но где-то в месячном возрасте общее время сна начинает сокращаться, и кроха все чаще рассматривает все вокруг, агукает или даже хнычет. Мамы, которые так долго ждали его появления на свет, тут же начинают придумывать, чем занять ребенка, чтобы он быстрее развивался, быстрее начал сидеть/ползать/ходить/говорить, и вообще был умнее остальных. В ход идут качания на фитболе, потешки-прибаутки, но прогресс так и не проявляется.

Месячного младенца совсем не нужно чем-то занимать! В минуты бодрствования его развитие происходит само по себе. Он рассматривает предметы вблизи, учится фокусировать на них взгляд, анализирует увиденное. В мозгу крохи происходит множество процессов, и создаются тысячи нейронных связей – навязывание «развлекалок» будет только перегружать его работу.

Однако постоянное созерцание одного и того же потолка со дна кроватки не очень познавательно, поэтому неплохо носить младенца в слинге или укладывать в кресло-качалку – пускай и убаюкивается, и наблюдает, как мама занимается домашними делами.

chem-zanyat-rebenka-1В 1-3 месяца времени, отведенного на бодрствование, у ребенка не так уж и много, поэтому лучше тратить его на гигиенические процедуры (смена подгузника, вечернее купание в ванночке), выкладывание на животик, массаж, покачивание на фитболе спинкой кверху.

Чтобы мама могла спокойно умыться и позавтракать, неплохо обзавестись мобилем и/или развивающим ковриком – с 2-3 месяцев у крохи начинает стремительно развиваться зрительный анализатор, и яркие игрушки красного, желтого, зеленого и оранжевого цвета будут на некоторое время занимать его внимание. Общее время самостоятельных игр в этом возрасте еще не может превышать часа в день

Чем занять младенца 3-6 месяцев?

Как правило, в этом возрасте у младенца уже установлен режим сна-бодрствования, и мама даже может что-то распланировать на день. Но почти всегда вдруг сталкивается с тем, что лучшее времяпровождение для чада – это пребывание на руках у кого-то с родителей. Это нормально – для развития мышечной системы малышу необходимы тактильные ощущения – обнимашки, целовашки и прочие прикосновения.

Так чем же занять ребенка 3-6 месяцев? Ему обязательно понравятся простенькие игры вроде «ку-ку!», «шух-шух», «пик!», «по кочкам», «баран дук!» или «ладушки».

  1. «Ку-ку!». Вариаций много: можно прятаться за бортиками кроватки, а потом выглядывать, можно закрывать-открывать лицо ладошками, можно в месте с малышом подходить-отходить к зеркалу. Игру, кстати, легко совместить с приготовлением пищи – чистить картошку и прятать глаза за двумя картофелинами.
  2. chem-zanyat-rebenka«Шух-шух». Кроха непременно придет в восторг, если его взять на руки и приближать-отдалять к зеркалу, окну (закрытому, а то мало ли) или большой игрушке. Каждое приближение сопровождается звуком «шшухх!».
  3. «Пик!». Малышам часто нравится, когда им нажимают на разные части тела – носик, щечки, лобик, животик, плечико, коленко, и при этом пикают с разной громкостью или тональностью.
  4. «Баран дук!» многие помнят еще с детства. Детки обожают сам факт приближения к лицу взрослого, сопровождаемый смешным приговариванием и забавным звуком «дук!» в момент соприкасания лбов.
Около 4-5 месяцев малыш учится хватать и удерживать в руке предметы. Обзаведитесь несколькими «удобными» погремушками типа марокасов и «брязчалок» с разным звучанием. На коляске можно повесить веселую обезьянку с разными игрушками-лапами. Также можно купить одну-две «зуборезки» - если еще не пригодились, то ждать осталось недолго.

Настоящей находкой может стать приобретение браслетиков и носочков-погремушек. Любое движение крохи будет сопровождаться шелестением, позвякиванием и тарахтением. Невиданные ранее младенцем штучки позволят маме приготовить быстрый ужин, погладить белье или даже сделать маникюр.

Чем занять малыша 6-9 месяцев?

Познание мира после полугода в грудничка начинает происходить в геометрической прогрессии. В этом периоде он учится сидеть и ползать, а значит, начинает добираться к тому, что ранее было недоступно. Родителям придется позаботиться, чтобы на 0,8-1 м от пола не находилось ничего опасного, иначе ребенок легко найдет, чем занять себя, пока мама на минуточку выйдет в туалет.

В этом периоде игры должны направляться на тактильное познание мира. Сшейте дитю несколько маленьких (8х8 см) подушечек из разноцветных плотных тканей разной структуры и набейте их шуршащей клеенкой, горохом, песком, скомканной бумагой, пенопластом и т.п. Пока малыш будет изучать их на ощупь и звучание, мама сможет, например, покупаться в душе.

Важно! Не оставляйте чадо в этом возрасте без присмотра на диване или, чего еще хуже, пеленальном столике. Если в 7 месяцев дите еще не ползает – это еще не значит, что оно не попытается это сделать тогда, когда на него не смотрят.

Если ребенок уже сидит – разложите вокруг него различные непохожие по всем характеристикам предметы (разумеется, безопасные) – большую резинку для волос, губку для мытья посуды, новую игрушку, мягкий мячик, чехол для телефона, ложку… Если есть возможность – обязательно расскажите ему о свойствах предмета (резинка тянется, мочалка мягкая, мячик котится и т.п.), если нет – что ж, пускай изучает сам.



Чем занять годовалого ребенка?

Для малыша, умеющего ходить, открыт весь мир. Кроха еще не понимает, что он полон опасностей, поэтому маме и папе потребуется быть на чеку каждую секунду его бодрствования. Родителям даже думать не придется, чем занять ребенка – ему все интересно, все хочется потрогать, изучить и попробовать на вкус.

Идеи времяпровождения на улице

1. После года словарный запас малыша стремительно расширяется. Некоторые дети в 1,5 года знают многих животных и как они говорят, названия некоторых растений, предметов одежды и обихода, видов транспорта. Разумеется, если родители им об этом рассказывают и требуют, чтобы карапуз повторил. Поэтому главное занятие мамы в играх с любимым сыночком или дочкой – изучение всего вокруг.

2. Песочница. Редко какому ребенку не понравятся игры с песком. Если на улице тепло и вовсю светит солнышко – самое время купить ведерко, ситечко, лопатку, грабельки и несколько форм для куличиков. Как правило, занять ребенка в песочнице не сложно – сложно вытащить его оттуда домой. Мама тоже может вспомнить детство и творить вместе с малышом. Если погода не позволяет – тоже не беда: в магазинах продается кинетический песок, а при желании его можно приготовить даже дома.

3. Рисование мелом. Покупать мелки можно сразу, как только подсохнет асфальт во дворе – и творить на каждом свободном клочке. Рисовать может и малыш, и мама. Попутно можно изучать геометрические фигуры и цвета. Предпочтение лучше отдать толстым мелкам – ребенку удобнее держать их в руках.

4. Игры в мяч. Едва научившись бегать, чадо с удовольствием сыграет с мамой или папой в футбол. Даже если на улице дождь, занять ребенка «тренировками» можно и дома, только для квартиры лучше купить тканевый мяч, набитый синтепоном.

5. Игрушки для улицы. В этом возрасте дитю можно купить игрушки-каталки: колесики и разные зверюшки с палочкой-толкалкой, супермаркетные тележки, коляски. После 1,5 лет стоит задуматься о приобретении машинки-толокара или трехколесного велосипеда. Кататься ребенок будет как на улице, так и в квартире – главное, не забыть помыть колеса по возвращению домой.

6. Бассейн. Если у мамы и папы есть дача или родители в деревне – поему бы не купить надувной бассейн? Почти все любят игры в воде, а если набросать туда ведерок и чашечек с набора игрушечной посуды – мама сможет часок-другой позагорать рядышком на шезлонге. Внимание! Оставлять кроху в воде без присмотра нельзя даже на минуту – это чревато печальными последствиями.

Идеи занятий дома

1. Чудо-сумка. Родители наверняка уже заметили, что «взрослые» вещи интересуют чадо куда больше, чем игрушки. Папин мобильный и мамина сумка могут занять ребенка-непоседу на длительное время, только вот для игр они не очень подходящие. Идеальным вариантом будет создание чудо-сумки.

Понадобится ненужная сумка(рюкзак). Чем больше кармашков, тем лучше. Внутрь можно положить ВСЕ, что больше не нужно маме или папе, может стать интересно ребенку, и не представляет опасности: старый кнопочный мобильный (без батареи), мамин браслет, резинка для волос, сосновая и еловая шишка, пару крупных каштанов, спичечные коробки с крупными пуговицами внутри, контейнеры из-под киндеровских игрушек, небольшие мячики (но такие, чтобы не влезли в рот) и т.п. Непоседу, занятого изучением содержимого, не будет слышно как минимум пол часа.

2. Сенсорная коробка. Понадобится картонная коробка/пластиковый контейнер/большая миска, наполненная любой крупой, и киндеровские или любые другие маленькие игрушки. Их зарывают в крупу и предлагают малышу «поискать сокровища». Занятие очень позитивно воздействует на нервные окончания пальчиков, но должно происходить только под присмотром старших, так как есть риск подавиться мелкими предметами.

3. Книжки. Малыш после года – активный «читатель». Пусть даже он знает только букву «О», но это совершенно не мешает ему читать по картинкам. Любовь к книге нужно прививать не в детсадовском возрасте, а чем раньше, тем лучше.

До двух лет ребенка занять могут книжки с четкими, яркими картинками. Чтобы покупка в тот же день не отправилась в искромсанном виде в мусорное ведро, отдавать предпочтение стоит детской литературе со страницами с толстого картона. В книжных магазинах, как правило, есть полки «1+»: там можно найти как азбуки, так и тематические книжечки типа «Овощи», «Транспорт», «Домашние животные» и т.п.

Многие придут в восторг от книг, в которых есть что потрогать – лиса с натуральным мехом, стул из кожи, платье из ткани, дерево из настоящим стволом, зеркальце, выпуклые элементы и прочие необычные штучки. После 1,5 года можно купить книжки с открывающимися окошками со спрятанными за ними предметами и персонажами – пальчики малыша к этому времени достаточно умелые, чтобы смочь открыть их. Немного ближе к 2-м годам пора покупать иллюстрированные сказки – раньше воспринимать их на слух могут только единичные дети.

4. Пальчиковые краски, восковые карандаши, фломастеры на водной основе. Для разнообразия лучше, чтобы было и то, и другое, и третье. Рисовать красками можно только с помощью мамы – иначе придется провести глобальную стирку. Карандашами и фломастерами малыш может «потворить» и сам – главное, выделить ему для этого не альбомную страницу, а ватман побольше. Кто-то покупает уже и раскраски, но нужно ориентироваться по умения ребенка.

5. Игрушки для дома. Маловероятно, чтобы в таком возрасте ребенок мог уже надолго занять себя сам, но вместе с мамой ему интересно будет играть кубиками, пирамидкой, сортером. Девочкам же можно покупать куклы, мальчикам – машинки. Кстати, парнишкам тоже можно приобрести пупса – пускай даже папа бурчит, что не мужское это занятие. Американские психологи утверждают, что мужчины, игравшие со своими сестренками или подружками в куклы, становятся прекрасными отцами.

Также в квартире занять ребенка в год сможет лошадка-качалка или ослик-прыгунок. Если есть возможность, можно подвесить качели.

Особое внимание стоит уделить музыкальным игрушкам – разным пианино, гитарам и пр. В продаже есть развивающие игрушки с кнопками-животными: нажимаешь на петуха, а он кукарекает.

6. Домик или палатка. Сложно себе представить, сколько восторга вызовет у крохи личный маленький домик! Нет денег на покупку? Пфф, не проблема: сгодится любая большая коробка. Родителям понадобится не так много времени, чтобы вырезать в ней дверки и окошки. При желании, в свободное время можно раскрасить его гуашью. Соорудить домик можно также со стульев и одеял.

7. Развивающие мультфильмы. Почти все мамы считают эти продукты анимационной индустрии настоящим спасением – дите не шумит, не бегает, не ноет, не «мамкает», не просится на ручки, а тихо смотрит. Вот только почти все они забывают, что смотреть мультики в столь раннем возрастем психологи и педагоги строго-настрого запрещают, а если и пренебрегать их «табу», то НЕ ДОЛЬШЕ 15 минут.

8. Тематические коробки. Неплохой идеей будет создать коробки с разным содержанием. С картонными, например, из-под чая, малыш легко расправится, но вот пластиковые контейнеры прослужат долго. Их можно наполнить маленькими модельками машинок, фигурками домашних, диких, тропических животных, овощей и фруктов и т.д. Коробочки дитю выдавать по очереди, иначе придется долго все сортировать. Кстати, так занять можно и ребенка постарше.

9. Кухонные «интересности». Чтобы ребенок не вертелся под ногами во время приготовления ужина, как вариант, расстелите в кухне на полу одеяло, разложите на нем половники, небольшие кастрюльки и ковшики, ложки – словом, все то, чем бутуз не сможет пораниться. Да, приготовление пищи будет происходить под какофонию, но зато, возможно, именно в этот момент у ребенка начнется музыкальная карьера великого барабанщика.

10. Магниты на холодильнике. Порой эти памятки из отпуска и интересных мест могут стать настоящим спасением. Если в семейной коллекции нет безопасных или «неубиваемых» экземпляров – почему бы не купить или не собрать специальные наборы? Мама легко подготовится к приходу гостей, пока малыш будет цеплять/снимать/передвигать магнитики.

11. Если у папы или дедушек руки растут из правильного места, можно сделать настоящий развивающий центр. На дсп-плиту крепятся щеколды, различные шнуровки, липучки, цифры, картинки, замочки-змейки и замки с ключами, диск со старого телефонного аппарата, штепсель с розеткой, нерабочий калькулятор, куски гофротрубы, старые счеты, ненужный кулер – в общем, все, что найдется в гараже, и на что хватит фантазии. Если мама рукодельница – подобные вещи можно пошить и с ткани.



Чем занять двухлетку?

Обычно к двум ребенковым годам мамы уже так замучены декретом, что даже готовы работать, лишь бы дома не сидеть. Но по факту получается, что отдавать малыша в садик жалко, да и появились варианты домашних подработок. В общем, вопрос «чем занять ребенка?» вырастает в «чем занять ребенка, чтобы он игрался самостоятельно?». В этом возрасте надежным помощником становится эффект новизны.

На улице

1. Как всегда, к месту остается рисование мелом. Теперь не обязательно покупать толстые мелки и носить за собой целую кулек – можно купить и тоненькие, которые не займут много места в сумке.

2. С большинством видов транспорта ребенок уже знаком. Почему бы не усложнить задачу и не перейти к изучению марок авто?

3. Детский транспорт. Обычно к двум годам толокары детям уже маловаты – во время езды коленки грозят достать до ушей. Если в прошлом году мама и папа сочли покупку 3-колесного велосипеда ненужной, сейчас – самое время. Многим малышам, особенно мальчикам, нравятся беговелы: поначалу можно купить что-то вроде мотоцикла – его спокойно хватит на 2-2,5 года, а потом подыскать беговел-велосипед – сначала он используется, как беговел, а потом, когда ребенок становится старше – цепляются педали и, при необходимости, страховочные колесики.

4. Мыльные пузыри. Это занятие приноси радость всем – и большим, и маленьким. Но если раньше мыльные пузыри могла пускать только мама, то сейчас с заданием может справиться и малыш. Баночка мыльной жидкости может занять ребенка, пока не опустеет. Ну или пока ее содержание случайно не окажется на земле.

5. В классики двухлетка еще прыгать не будет, но можно начертить на асфальте простенькие дорожки и предложить непоседе следовать проложенному маршруту. В конце можно подготовить какой-нибудь простенький подарок – шишку, цветочек и т.п.

В квартире

1. «Золушка». Понадобится горох, макаронные изделия типа «спиральки» (но только не «ракушки»), фасоль и три небольших маленьких контейнера или коробки. Покажите дитю, что с этим всем нужно делать и сообщите, что по окончанию сортировки его ждет волшебный сюрприз. Разумеется, о наличии сюрприза нужно позаботиться заранее.

Такое занятие – отличная тренировка для пальчиков в нелегком процессе их подготовки к письму.

2. Домашняя песочница. Для сооружения понадобится много гороха или разноцветной фасоли и большая обувная коробка. Положите туда лопатку, ведерка, посуду: чем занять ребенка понадобится думать еще не скоро – он будет играть долго и самостоятельно. Предварительно запретите малышу выносить содержимое «песочницы» за ее пределы.

3. Книжки. После двух лет количество литературы с «нормальными» страницами можно увеличить, но без присмотра позволять их «читать», как и раньше не стоит – они рискуют остаться без нескольких листов или «нажить» новые иллюстрации. Детям нравиться слушать стишки и сказки, возможно, у них уже появились любимые. Как и раньше, в книге должно быть много ярких картинок – даже взрослым книги без рисунков скучны. Не останутся без внимания и книжки с «объемными» картинками – те, в которых при открытии страницы «вырастает» целый замок или лес с деревьями и жителями.

4. Купание в ванной. Редко какой ребенок не любит игры с водой, а ванной комнате это можно делать с минимумом риска залить все вокруг. Пускай плескается, купает кукол, играется бутылочками из-под шампуня и геля для душа, пока мама рядом будет делать маникюр, стирать, работать за ноутбуком или делать маску.

5. Всегда актуальным остается рисование. Теперь ребенку можно купить альбом и краски с кисточкой. В продаже есть безопасные жидкие краски – на основе пищевых красителей. Не игнорируйте разрисовки: пускай «цвет» выходит за контур, пускай будет не в тему – все приходит с опытом. Выбирайте их с малышом – он тоже имеет право голоса.

6. Два года – самое время занять ребенка лепкой. С обычным пластилином лучше повременить, но вот самодельное соленое тесто или магазинное «Play Doh» - в самый раз. Сначала лепить придется вместе с чадом, но позже оно будет «творить» с массой самостоятельно, ведь уже будет знать, как с ней обращаться. Так как лепка – занятие не из свободного доступа – дите успевает по ней соскучиться, а значит, увлекается надолго.

7. «Рокировка». Обычно занять ребенка 2 лет надолго игрушкой можно только тогда, когда она новая. Но ни родительский бюджет, ни ящик в комоде не резиновые, да и частая покупка игрушек – верный способ его разбаловать. Но вместе с тем новое – это хорошо забытое старое. Берем большую картонную коробку, и во время прогулки наследника с папой проводим нещадную ревизию машинок, кукол, конструкторов и всего, что успели за эти два года накупить/надарить. Оставляем только те, которыми ребенок играется постоянно – плюс еще несколько. Через некоторое время или меняем в коробке-комоде несколько игрушек, или, в особо критические моменты, ставим перед крохой всю коробку. Тишина на пару часов обеспечена – как раз хватит, чтобы отчет к дедлайну был выполнен.

8. Также в особо важных случаях перед малышом можно «вывалить» все имеющиеся детские книжки – только предварительно убрать все фломастеры и карандаши.

9. Воздушные шарики. Можно надуть не один, а сразу несколько, чтобы занять ребенка наверняка. Он будет с ними бегать, прыгать, футболить, барабанить – делать все то, на что хватит детской фантазии. Когда шарики приедятся и часть полопается – на «выжившем» можно нарисовать мордочку сказочного персонажа или животного. Легким движением маркера шарик превратится в новую игрушку.

10. Неньютоновская жидкость. Мерзкая на ощупь субстанция из коробочки – не вариант для ежедневных игр, быстро надоест, но раз в пару недель ее можно доставать. Дайте малышу штампы для отпечатков, еще пару баночек – пускай возится. Не допускайте попадания на ковер – она сцепляется с ворсом почти намертво.

11. Как нельзя кстати остается сенсорная коробка – ежедневное топанье в ней ногами служит еще и профилактикой плоскостопия.

12. Для разнообразие ребенку можно купить развивающие игрушки под названием шнуровки. Продевание шнурков в дырочки не только научит малыша самостоятельно справляться с одеванием ботинок, но и сделает его пальчики ловкими, умелыми и подготовит их к более сложным занятиям.



А чем занять ребенка удается вам? Поделитесь идеями в комментариях ниже!



Была полезна моя статья? Нажмите, чтобы поддержать


Комментарии (0)

  1. Комментариев нет...
Чтобы оставить комментарий нужно зарегистрироваться или войти |  
или 1 кликом через