меню Ябеременна.ру
Если понравилось нажмите

Была полезна моя статья? Нажмите, чтобы поддержать

Развивающие мультфильмы для детей

Ябеременна.ру
Сложно найти такого взрослого, который не любит хотя бы иногда посмотреть мультики. Ребенка же безразличного к приключениям мультипликационных героев, так и вообще невозможно вообразить. Но продукты современной анимационной индустрии порой заставляют желать лучшего, а любым нормальным родителям хочется, чтобы их чадо от просмотра извлекало только пользу. Лучшее решение в таком случае – развивающие мультфильмы для детей. Их разумное использование в воспитании чада поможет вырастить достойную личность с широким кругозором и высоким интеллектом.

Оглавление:

Польза развивающих мультфильмов

Мамам детей, которые растут вдали от шумных городов, очень повезло в плане развития малышей. Они могут вживую показать ребенку, как выглядит коровка, как она ходит, как мычит, как пасется и как дает молоко. Городским чадам приходится довольствоваться плоскими изображениями в книжке, предоставляющими лишь минимум информации. Другое дело – фильмы или развивающие мультфильмы для детей. Ребенок увидит и услышит все то, что видит и слышит его сверстник из деревни, разве что только погладить животное не сможет.

Как считает ведущий детский психолог страны Александр Кузнецов, мультфильмы занимают весомый сегмент в воспитании современного поколения. Они влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие чада порой даже больше, чем родители, воспитатели и книги. Мультфильмы учат чтить труд, красоту, дружбу, добро, любовь, честность и осуждать предательство, зло, лицемерие, коварство, лень, насилие. Они, вместе с историями мамы и папы, сказками и стишками помогают малышам отличать выдумку от действительности и ориентироваться в непростых человеческих взаимоотношениях.

Все анимационные фильмы (а особенно развивающие) очень мощно влияют на процесс формирования психики малыша и запускают в мозгу те же процессы, что и, например, приезд любимой бабушки или праздничный поход в развлекательный центр. Вместе с тем детские мультфильмы – стоящая возможность узнать различные вариации взаимоотношений в обществе, изучить принципы моральности и получить информацию об окружающем мире, порой недоступную другим путем ввиду обстоятельств жизни родителей.

Например, городскому жителю сложно каждый день показывать поросят, корову и трактор, а для сельского диковинкой будет троллейбус, мусоровоз и подъемный кран. Регулярные «экскурсии» в места, где это все можно увидеть, почти всегда ограничены наличием свободного времени и финансовым потенциалом мамы и папы.

Развивающие мультфильмы для детей – настоящий кладезь знаний о богатстве флоры и фауны, животных, живущих дома и в дикой природе, разнообразии рас, обычаях стран и народов, разновидностях профессий, типах и предназначении транспортных средств и другой техники, предметах ежедневного пользования и многом другом. Каждый мультик привносит что-то свое и создает в детском мозгу новую ячейку памяти, развивая умственные способности, внимание и усидчивость.

Требования к развивающим мультикам

Развивающим мультфильмам для детей, как и игрушкам или книжкам, присуща своя возрастная градация. По мере взросления ребенка в воспитании делается упор на развитие тех или других качеств и навыков, поэтому в создание «развивалок» участвуют профессиональные психологи. К сожалению, отечественных мультфильмов для детей такого рода очень мало, преимущественно зарубежные, так как рисовать их в нашей стране начали сравнительно недавно.

От 1 до 2 лет

В отношении мультфильмов для детей, даже развивающих, утверждение «чем раньше, тем лучше» действует плохо. Психологи считают, что минимальный возраст, в котором кроху можно приобщить к просмотру мультиков – это 12 месяцев (не раньше!). Включать что попало неразумно – анимационный фильм должен отвечать возрасту ребенка.

Развивающие мультфильмы для детей 1–2-летнего возраста объединяют несколько особенностей:

  • картинки яркие и большие;
  • на кадрах – изображения легкоузнаваемых предметов;
  • течение мультика плавное – никаких резких переходов;
  • голоса внятные и отчетливые, возможно вообще отсутствуют;
  • музыка в качестве сопровождения – тихая и спокойная, либо классическая.

Лучшие развивающие мультфильмы: категория 1-2 года

Наиболее приемлемые анимационные продукты, рекомендуемые к просмотру самыми маленькими телезрителями – это развивающие мультфильмы «Baby Einstein» производства компании «Walt Disney», «Tiny love» и «Малышарики».

Baby Einstein



Tiny love



Малышарики



От 2 до 3 лет

В этом периоде начинается активная фаза развития речевых навыков, поэтому самые оптимальные – интерактивные мультфильмы и мультсериалы, в которых чадо тоже сможет участвовать посредством диалога с героями. Интерактивность готовит дите к общению со сверстниками на площадке или в детском саду.

Для того, чтобы малыш успешнее освоился с доселе незнакомым способом взаимодействия с мультфильмом, пример реакции на просьбы главных героев должен показать кто-то из родителей. Маленький умник очень быстро разберется, что к чему, и скоро будет «беседовать» с «развивалкой» самостоятельно.

Лучшие развивающие мультфильмы: категория 2-3 года

Детские педагоги и психологи сошлись во мнении, что ведущие анимационные фильмы в развитии 2-3-летних малышей – это «Вперед, Диего, вперед!», «Даша-путешественница» (первые четыре сезона), «Эвакуатор Том». Детишкам, которые начали посещать детский сад, полезным будет старый добрый мультик про Петю Пяточкина.

Если исключить злоупотребление просмотром, и в день включать по 1-2 мультика, то «развивалок» с лихвой хватит на много лет.

Вперед, Диего, вперед!



Даша-путешественница



Эвакуатор Том



Как Петя Пяточкин слоников считал



От 4–5 лет

С этого возраста малыш уже отлично воспринимает родной язык, хорошо разговаривает, обладает приличным, а главное, постоянно увеличивающимся словарным запасом (3000-3500 слов в 4 года), умеет поддерживать диалог и даже имеет собственные предпочтения. Он способен изъясниться, что ему пришлось или не пришлось по душе в мультфильме. По этой причине есть смысл подбирать только понравившиеся ребенку материалы.

Родителям полезно будет вооружиться правилом обговаривать с дитем каждую просмотренную серию мультика, задавать вопросы по сюжету и спрашивать о сделанных в ходе просмотра выводах:

  • Про что был мультфильм?
  • Кто его герои?
  • Кто понравился? Кто нет?
  • Какое поведение персонажей понравились/не понравились? Почему?
  • Как бы в данной ситуации поступил сам ребенок?

Вопросы чаду следует задавать не «для годиться», а с непритворным интересом. Надо создать диалог между заботливым, любящим родителем и юной личностью. Маме и папе стоит попрактиковаться создавать атмосферу отзывчивости и доверия, чтобы малыш без боязни делился с ними всеми своими переживаниями и впечатлениями. Поверьте, это будет очень помогать на всех стадиях его взросления.

Лучшие развивающие мультфильмы: категория 4-5 лет

В этот перечень попали только самые увлекательные, добрые, полезные, обучающие и развивающие мультфильмы для детей обеих полов.

Фиксики



Щенячий патруль



Пчелка Майя: Новые приключения



Робокар Поли и его друзья



Подружки из Хартлейк Сити



Союзмультфильм: лучшие мультики



Мультипликационные фильмы, запрещенные к показу детям

Еще до рождения ребенка каждому взрослому не единожды представлялась возможность убедиться в существование мультфильмов, показывать которые малышам не стоит. Такая категория годится к просмотру лишь подростками-старшеклассниками и взрослыми, способными изъять из мультика подтекст, а не воспринимать за чистую монету. Несмотря на бешеную популярность, они постоянно подвергаются суровой критике педагогов и детских психологов.

Итак, в перечень анти-развивающих мультфильмов для детей попали следующие мультсериалы.

Маша и медведь

Обожаемый всеми возрастными категориями мультик про Машу и медведя из одноименной русской сказки, к сожалению, в топе анимационных материалов, негативно влияющих на нестабильную и формирующуюся психику детей. Поначалу кажущаяся забавной, главная героиня возмущает своей капризностью и неуправляемостью. Вместо воспитания медведь, негласно исполняющий роль родителей, только вздыхает и беспрекословно воплощает все привередничанья девочки.

Малышам нравится эта «потешная Маша», и они «слизывают» со своего идола стиль поведения. Мультик способствует развитию упрямства, эгоизма, капризности, неуправляемости, агрессивности и местами даже жестокости – главная героиня не отличается сочувствием и любовью к живой природе.

Губка Боб квадратные штаны

Этому странному мультсериалу характерно практически полное отсутствие сюжетной линии, приветствование идиотичности, безразличия и безжалостности, присутствие не лучшего саркастического юмора. Даниэль Саливан, известный американский психолог, по отношению к этому мультику отметил, что всего лишь 9 минут просмотра способны нарушить у ребенка внимание и концентрацию.

Увлечение «Губкой Боб» неизбежно приведет к развитию у подрастающих малышей таких качеств, как эгоизм, инфантилизм, неуважение к собеседнику и агрессия.

Смешарики

«Смешарики» хоть и отечественный, но отнюдь не детский мультик. Кроме того, что он перенасыщен яркими цветами и мелькающими картинками, так еще и несет сложный для восприятия малышами смысл. Последний понятен только взрослым, которые уже имеют хоть какой-то жизненный опыт.

У персонажей очень часто демонстрируются всплески агрессии (заметно отличается Нюша), проявляется ирония, корыстность, эгоизм, ложь и сложные межличностные отношения, которые, ввиду чистоты и наивности, малыш не способен правильно интерпретировать. Таким образом, кроха нагружается перековерканным восприятием взаимоотношений в окружающем мире.

Барбоскины

Почти все дети любят животных, но «Барбоскины» - не лучший мультик, хоть и красиво нарисован. В центре событий – многодетная семья, члены которой отстраненные между собой. Глава семейства не отягощает себя какими-либо проблемами и постоянно пропадает на работе, мать – домохозяйка и нереализованная женщина, мечтающая стать узнаваемой звездой кинофильмов, детей объединяет только полное отсутствие общих интересов. Не лучший пример пропаганды семейных ценностей, не правда ли?

Приключения Лунтика и его друзей

Российский психолог Вера Абрамова уверенна, что Лунтик из-за своего внешнего вида совершенно не годится для детского восприятия. Фиолетовый цвет – унылый и депрессивный, длительное его созерцание вызывает у человека соответствующие чувства. Облик Лунтика не свойственен нашему миру, остальные персонажи прорисованы настолько остро и нескладно, что, несмотря на добрые деяния и взаимопомощь, вычеркивают мультфильм из категории развивающих.

Мой маленький пони. Дружба – это волшебство

Так же, как и «Смешарики», «Пони» отличается переизбытком ярких красок, внезапной сменой сцен и кадров, агрессивным взаимодействием героев. Вызывает подозрение излишек женских персонажей – «мужчина» там только дракоша Спайк.

Беседы между пони в мультике ведутся громко, импульсивно, быстро, напряженно. Персонажи постоянно чем-то неудовлетворены и спорят по малейшей причине. Вы же не хотите, чтобы такая модель общения стала для малыша нормой?

Вред телевизора для ребенка

Чадо, увлеченное просмотром любимых «Робокопов» или «Фиксиков», не шкодничает, не бегает, не шумит, не достает уставших после напряженного рабочего дня маму и папу. Удобно, правда? Но не анализировали ли вы, за каких обстоятельств преимущественно происходит включение дитю мультфильмов?

Комбинаций множество, но все же в них есть кое-что общее. Родители пришли с работы и спешат приготовить ужин, родители торопятся закончить начатый и по всем терминам просроченный проект, у родителей был тяжелый рабочий день и непреодолимо хочется тишины и спокойствия, кто-то из родителей плохо себя чувствует или заболел, а на малыша элементарно нет сил… Что происходит? Правильно! Мама или папа включают ребенку мультфильмы и наслаждаются отсутствием «мам!», «мамааа!», «мама, иди сюда!», «мама, поиграй со мной!», «мама, возьми меня на ручки!». Короче говоря, сначала мультики крохе предлагают, когда он нуждается в общении с родителями, а времени на это общение совершенно нет. Постепенно мультипликационные герои выходят на первый план, и чадо предпочитает досуг у телевизора или планшета, а не с родителями или играми с машинками/куклами.

Даже взрослые смотрят телевизор для того, чтобы некоторое время побыть в мире, отличимом от реального, отвлечься от забот и расслабиться. А дети, психика которых только-только начинает формироваться, еще не могут понять, что мультик – это вымысел, Лунтика не существует, медведь на самом деле не добряк, а хищный зверь, если с крыши спрыгнуть с зонтиком, то будет перелом, а не плавное, парящее приземление.

!!! Первые три года жизни чрезвычайно важны для физического и интеллектуального развития детей. Начиная с 15-18 месяцев, у них происходит бурное развитие лобных долей мозга, отвечающих за общение с другими людьми. Это наиболее критический период для формирования зрительного анализатора и языковых навыков. Также до 3 лет в ребенковом мозгу формируется фантазия, эмоциональная сфера, творческие наклонности, внутренняя речь и, самое главное, логическое и абстрактное мышление.

У маленьких человечков вдвое больше межнейронных связей, нежели у взрослых – они необходимы, чтобы справиться с лавиной информации. Для малышей в окружающем мире все удивительное, новое и неопознанное, и сложно представить, сколько возможностей для своего развития они теряют во время мельтешения готовых, кем-то придуманных образов, и звучания шаблонных фраз, на которые извилинам не нужно напрягаться в поисках ответов. Безлимитные мультики для мозга – это словно отсутствие движения и нагрузок для мышечной системы.

Наблюдение, которое проводили американские ученые за детьми раннего возраста, привело к выводам, что этот период активных изменений в функциях коры больших полушарий требует живое общение, а не посредством телевизора. Да, развивающие мультфильмы для детей, несомненно, полезны, так как дают доступ к знаниям, к которым нельзя «дотянуться рукой», но только в меру и не вместо игр и контакта с близкими родственниками.

Восприятие в маленьких деток сугубо сенсорное, и это очень опасно. Дело в том, что неограниченный просмотр мультиков и телепередач неизбежно приводит к блокировке развития корковых отделов головного мозга, и нейронные связи почти не формируются. Чем меньше извилин и «цепочек» между нейронами, тем менее развит во всех направлениях человек, и наоборот. У «детей телевизора» наблюдается нарушение общения, скудный, шаблонный словарный запас, примитивная моторика и нарушенное двигательное развитие, а самое страшное – возникает зависимость. Многие последнюю с «мультяшной» со временем трансформируют в игровую или разновидности наркотической, потому что самостоятельно человек существовать попросту не умеет.

Негативные последствия чрезмерного телепросмотра

  • ухудшение зрения и нарушение зрительного восприятия;
  • недостаточное развитие коры головного мозга;
  • мерцающее изображение способно вызывать судороги;
  • недоразвитость крупной и мелкой моторики;
  • плохое развитие мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • агрессивность и гиперактивность;
  • отсутствие границ собственного «Я»;
  • низкий словарный запас и недоразвитие речи (число таких детей за последние два десятка лет возросло от 4 из 100 до 32 из 100);
  • синдром дефицита внимания;
  • нарушение общения и аутизация.

Очевидно, что ежедневное избавление от «приставучего ребенка» посредством включения ему мультиков, формирует из малыша не сильную, многогранную личность, а второсортное человекообразное существо.

Требования ВОЗ касательно времени телепросмотра детьми


Возраст,
лет
Возрастная категория
Время,
минут
0 – 3
Младенцы и ранний возраст
ЗАПРЕЩЕНО!
3 – 7
Дошкольный возраст
до 30, 3 раза по 10
7 – 10
Младший школьный
30 – 50
11 – 18
Средний и старший школьный
1 – 3 часа

Как видно с таблицы, без вреда для физического и психического здоровья ребенка к телевизору (компьютеру, ноутбуку, планшету, смартфону) можно подпускать только с 3 лет. Что имеется в реальности? Современные родители приобщают детей к просмотру мультфильмов, и не обязательно развивающих, еще до года, 93% 3-5-летних детей проводят возле экрана около 4 часов в день, а 75% учеников находятся у телевизора (монитора, планшета) ВСЕ свободное время.

Рекомендации касательно организации телепросмотра Игоря Азнауряна

Игорь Азнаурян – глава сети центров охраны зрения подростков и детей «Ясный взор». В виду глобальной компьютеризации и «телевизорации» он предлагает свою схему зрительной гигиены просмотра развивающих мультфильмов для детей:

Возраст,
лет
Возрастная категория
Время, минут
(с перерывами)
0 – 2
Младенцы и дети раннего возраста
0
2 – 3
Дети младшего ясельного возраста
до 30, с перерывами
3 – 7
Дошкольники
40 – 50
7 – 13
Младший и средний школьный
до 2 часов
13 – 18
Средний и старший школьный
не дольше 3 часов

  1. Просмотр рекомендован исключительно в положении сидя;
  2. В комнате должно быть дополнительное освещение (не в темноте!) – создается нагрузка на работу системы зрения;
  3. Расстояние от ребенка до экрана – от 3 метров и больше;
  4. Диагональ телевизора – не менее 21 дюйма;
  5. Степень нагрузки на глаза практически не зависит от типа экрана телевизора;
  6. Если расстояние между ребенком и экраном больше 4–5 м – время просмотра можно увеличить в 1,5-2 раза;
  7. Даже при полном отсутствии жалоб минимум раз в год нужно проходить проверку у детского офтальмолога.

Альтернатива развивающим мультфильмам

Каждый заботливый и адекватный родитель периодически задается вопросом, чем занять требующего внимания малыша, если уделить ему время конкретно в эту минуту не получается, а дозволенный лимит времени на просмотр развивающих мультфильмов для детей уже исчерпан. Порой сложно поверить, но даже в однокомнатной квартирке найдется тысячу занятий, которые уймут непоседу на целый час, а то и больше, без вреда для психики и в пользу умственных способностей. О некоторых из них придется позаботиться заранее, но потраченное время окупится с лихвой.

1. Волшебная сумка. Понадобится: старая мамина сумка или папин рюкзак со множеством кармашков и масса чистых и безопасных «сокровищ»: огромные пуговицы, матрешки, сломанный мобильный без батареи, пустые тюбики от губной помады, контейнеры от «киндеров» и спичечные коробки, в которых лежит еще что-то, что нельзя проглотить. С таким богатством малыш будет возиться куда дольше, чем с любимой игрушкой.

2. Киндер-погремушки. Потребуются контейнеры из-под «киндеров», различные крупы (горох, гречка, пшено и т.д.), обволакивающие термонаклейки для пасхальных яиц. Крупы понемногу засыпать в киндеровские «боченочки», закрыть, поместить в наклейку и опустить на пару секунд в кипяток. Разное содержимое будет давать разное звучание, а наклейки уберегут его от рассыпания.

3. Пластиковая бутылка. Нужна будет чистая пластиковая бутылка с широким горлышком (в таких продают кефир или йогурт), разноцветные крышечки от бутылок, сосновые шишки, каштаны, желуди, грецкие орехи, большие пуговицу. Перебирать такие замечательные штучки для нервной системы куда полезнее, чем смотреть развивающие мультфильмы для детей.

4. Рисование. Арт-терапия – один из мощнейших инструментов для снятия стресса и достижения гармонии. Понадобятся: большая клеенка, альбом для рисования или ватман, краски, тепло в квартире. Чтобы и завершить срочное дело, и не отмывать потом полдома, нужно расстелить на пол клеенку, обозначить крохе границы и вручить альбом с красками. Готово. Тишина на полчаса обеспечена.

5. Тесто. Когда мама занята на кухне, чаду неплохо было бы предложить повозиться с тестом. Даже если не намечаются пироги, материал для развлечения можно заколотить на быструю руку с муки, воды, соли и, по желанию, пищевого красителя. Осталось раскатать тесто по столу и дать малышу формочки для печенья, чайную ложку и желуди, чтобы он мог делать на его поверхности различные отпечатки.

Хочется верить, что родители не просто прочтут статью, но и проанализируют в пользу своего малыша. Использование принципа «что чрезмерно, то нездраво» превратит развивающие мультфильмы для детей в мощный познавательный инструмент, а не оружие для самоуничтожения. Помните, никакие суперсовременные девайсы и интереснейшие серии «Фиксиков» не заменят крохе живого контакта с мамой и папой, их ласки и тепла.



Была полезна моя статья? Нажмите, чтобы поддержать


Комментарии (0)

  1. Комментариев нет...
Чтобы оставить комментарий нужно зарегистрироваться или войти |  
или 1 кликом через